НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ШКОЛА-ВУЗ»
Основным направлением развития научно-исследовательской деятельности обучающихся заключается в организации непрерывного взаимодействия школы с вузом. Это позволит еще до приема в вуз оценить личностные творческие способности школьников, склонность к научно- исследовательской деятельности, профессиональную ориентацию. В дальнейшем при обучении в вузе создавать возможность развития этих способностей, обеспечивая тем самым преемственность поколений, подготовку высококвалифицированных специалистов для науки, техники, производства. Наиболее эффективным подходом здесь является сквозная программа «школьник – студент – специалист», позволяющая начинать обучения в системе довузовской подготовки, продолжать во время обучения студента в университете и выпускать научно ориентированного, способного к исследовательской работе специалиста.
Рассмотрим возможные способы организации такой работы в системе непрерывного образования в свете ФГОС.
В научных сообществах ведутся споры по поводу возможности и целесообразности проведения научных исследований в рамках школьного образования. Необходимо понимать, что главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его первоначальной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата.Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
В результате научно-исследовательской деятельности обучающиеся должны:
•уметь формулировать цель и задачи исследования;
•формировать навыки в работе с различными источниками информации;
•уметь использовать различные исследовательские методы при решении поставленных задач;
•уметь делать аргументированные выводы, соответствующие поставленной цели и решаемым задачам.
Для организации научно-исследовательской деятельности обучающихся необходимо:
1.Обеспечить условия для мыслительной, аналитико-прогностической деятельности учащихся.
2.Создать условия для стимулирования деятельности учащихся по переводу их учебной деятельности в научно-исследовательскую, творческую, путем обеспечения взаимосвязи между учителями и преподавателями ВУЗов.
3.Обеспечить пространство для выбора научной проблемы в соответствии со склонностями, способностями и интересами учащихся.
4.Способствовать самореализации личности учащегося на основе непрерывного образования школа – ВУЗ.
5.Организовать научно-исследовательскую работу учащихся на базе научных центров, лабораторий, кафедр ВУЗов, библиотек, различных музеев.
6.Сформировать систему работы с одаренными детьми в той или иной научной области на основе индивидуальной программы для развития их творческой, познавательной деятельности.
7.Организовать систему взаимодействия учащийся - учитель - преподаватель ВУЗа.
Научно-исследовательская работа с обучающимися ведется по четырем основным этапам:
1-й этап: вовлечение и определение склонностей (5-9 классы);
2-й этап: создание условий для развития способностей и углубления и укрепления знаний (5-11 классы - 1-2 курсы);
3-й этап: переход: школа-вуз и дополнительное образование на младших курсах (10-11 классы - 1-2 курс);
4-й этап: завершение образования и получение высшей квалификации (3-5 курсы, аспирантура, последипломное образование (переподготовка, повышение квалификации).
Выполнение всех научно-исследовательских работ, как правило, подразделяется на три стадии:
• подготовительную
• основную
• заключительную
Подготовительная стадия предусматривает:
•изучение состояния исследуемой проблемы;
•сбор и изучение исходной информации, необходимой для выполнения исследований;
•овладение методами исследований;
•подготовка оборудования, приборов, инструментов, материалов к предстоящим исследованиям.
Основная стадия включает следующие направления:
•лабораторные исследования, экспериментальные работы и расчеты, полевые и другие натуральные испытания;
•разработка и опытное испытание моделей, конструкций, алгоритмов, схем и т.п.;
•обработка экспериментальных данных, их анализ, выявление общих тенденций и закономерностей, новых свойств и других результатов исследований;
•разработка предложений и рекомендаций по результатам исследования.
Заключительная стадия:
•подведение общих итогов исследования;
•определение научной новизны и практической значимости полученных результатов НИР учащихся;
•расчет эффективности предстоящего использования результатов исследования;
•разработка рекомендаций по использованию результатов НИР учащихся в учебно-воспитательном процессе;
•формулировка предложений по дальнейшему исследованию данной проблемы;
•составление, оформление и представление отчета о НИР для рассмотрения и заслушивания в ходе конференции, смотра и выставки-конкурса научных работ;
•представление работ на научных конференциях ОУ и города, района, области.
Основные принципы научно-исследовательской работы со школьниками: круглогодичность (цикличность); непрерывность; дополнительность (сочетание общего образования с различными формами дополнительного обучения); пролонгированность (продолжение дополнительного обучения и сохранение основных принципов его после школы на младших курсах вуза и далее, вплоть до обучения в аспирантуре и т.п.); преемственность.
В научно-исследовательской работе со школьниками имеет место: сочетание классических методов обучения с современными, использование возможностей технологий дистанционного обучения.Только при взаимодействии школы с вузом становится возможным создать условия, при которых каждый учащийся может получить возможность попробовать себя в разных областях деятельности, формировать у учащихся способность исследовать окружающий мир, взаимодействовать с ним, действовать в ситуациях, когда ранее усвоенные алгоритмы и правила поведения оказываются неприменимыми.
Работа вузов со школами может проводиться в нескольких направлениях:
1.проведение летней научно-исследовательской школы. Данная форма взаимодействия обеспечивает проведение учебной и научно-исследовательской работы со школьниками, студентами и учителями в летней научно-исследовательской школе.
2.индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах: отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.); работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.).
3.групповая работа (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей, применяя технологии дистанционного обучения.
4.встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практической конференции школы, районных и городских мероприятиях, исследовательских экспедиций.
Выполнение таких работ требует от учащихся умения работать с научной и научно- популярной литературой (в том числе с первоисточниками), свободно ориентироваться в Интернете для поиска нужной информации, критически сопоставлять различные гипотезы и теории, анализировать научные результаты, уметь представлять их графически, строить компьютерные модели и проводить лабораторные исследования, делать корректную статистическую обработку своих материалов, уметь оценивать границы применимости результатов.
Также большую роль в научно-исследовательской работе школьников играют научно-исследовательские конференции и семинары. Их основная цель - установление научного сотрудничества, поиск путей для взаимовыгодной исследовательской деятельности между учеными и преподавателями различных кафедр, с одной стороны, и старшеклассниками, с другой.
Учитывая занятость преподавателей вузов, учителей, территориальную удаленность образовательных организаций и прочие факторы, многие из перечисленных форм работы со школьниками можно проводить в дистанционном режиме. Преподаватель вуза может оказывать консультации школьным учителям по вопросам организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, часть семинаров (вебинаров) с учеными страны можно проводить в удаленном режиме и т.д.Считаем, что вопросы организации научно-исследовательской деятельности в школе и в высших учебных заведениях молодежи с применением технологий дистанционного обучения может стать крупной перспективной структурой, деятельность которой направлена на решение проблем, стоящих перед системой образования в настоящее время и быть целостными звеньями единой цепи образования.
Наш Центр "Образование.Качество.Отрасль" на регулярной основе проводит мероприятия, ориентированные на организацию научно-исследовательской деятельности школьников и студентов (бакалавров, магистров, аспирантов). На странице Конкурсы, гранты мы размещаем ссылки только на БЕСПЛАТНЫЕ, ЗАРЕКОМЕНДОВАВШИЕ себя конкурсы для молодежи и молодых ученых!
Чтобы получать актуальную информацию о конкурсах, грантах, наших мероприятиях просим подписаться на рассылку ниже: