НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ 

В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ШКОЛА-ВУЗ»

 

    Основным направлением развития научно-исследовательской деятельности обучающихся заключается в организации непрерывного взаимодействия школы с вузом. Это позволит еще до приема в вуз оценить личностные творческие способности школьников, склонность к научно- исследовательской деятельности, профессиональную ориентацию. В дальнейшем при обучении в вузе создавать возможность развития этих способностей, обеспечивая тем самым преемственность поколений, подготовку высококвалифицированных специалистов для науки, техники, производства. Наиболее эффективным подходом здесь является сквозная программа «школьник – студент – специалист», позволяющая начинать обучения в системе довузовской подготовки, продолжать во время обучения студента в университете и выпускать научно ориентированного, способного к исследовательской работе специалиста. 

     Рассмотрим возможные способы организации такой работы в системе непрерывного образования в свете ФГОС. 

  В научных сообществах ведутся споры по поводу возможности и целесообразности проведения научных исследований в рамках школьного образования. Необходимо понимать, что главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его первоначальной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата.Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). 

   В результате научно-исследовательской деятельности обучающиеся должны: 

•уметь формулировать цель и задачи исследования; 

•формировать навыки в работе с различными источниками информации; 

•уметь использовать различные исследовательские методы при решении поставленных задач; 

•уметь делать аргументированные выводы, соответствующие поставленной цели и решаемым задачам. 

 

Для организации научно-исследовательской деятельности обучающихся необходимо: 

1.Обеспечить условия для мыслительной, аналитико-прогностической деятельности учащихся. 

2.Создать условия для стимулирования деятельности учащихся по переводу их учебной деятельности в научно-исследовательскую, творческую, путем обеспечения взаимосвязи между учителями и преподавателями ВУЗов. 

3.Обеспечить пространство для выбора научной проблемы в соответствии со склонностями, способностями и интересами учащихся. 

4.Способствовать самореализации личности учащегося на основе непрерывного образования школа – ВУЗ. 

5.Организовать научно-исследовательскую работу учащихся на базе научных центров, лабораторий, кафедр ВУЗов, библиотек, различных музеев. 

6.Сформировать систему работы с одаренными детьми в той или иной научной области на основе индивидуальной программы для развития их творческой, познавательной деятельности. 

7.Организовать систему взаимодействия учащийся - учитель - преподаватель ВУЗа. 

 

Научно-исследовательская работа с обучающимися ведется по четырем основным этапам: 

 1-й этап: вовлечение и определение склонностей (5-9 классы); 

 2-й этап: создание условий для развития способностей и углубления и укрепления знаний (5-11 классы - 1-2 курсы); 

3-й этап: переход: школа-вуз и дополнительное образование на младших курсах (10-11 классы - 1-2 курс); 

4-й этап: завершение образования и получение высшей квалификации (3-5 курсы, аспирантура, последипломное образование (переподготовка, повышение квалификации). 

 

Выполнение всех научно-исследовательских работ, как правило, подразделяется на три стадии: 

• подготовительную 

 • основную 

 • заключительную 

 

 Подготовительная стадия предусматривает: 

•изучение состояния исследуемой проблемы; 

 •сбор и изучение исходной информации, необходимой для выполнения исследований; 

 •овладение методами исследований;  

•подготовка оборудования, приборов, инструментов, материалов к предстоящим исследованиям. 

 

 Основная стадия включает следующие направления: 

•лабораторные исследования, экспериментальные работы и расчеты, полевые и другие натуральные испытания; 

 •разработка и опытное испытание моделей, конструкций, алгоритмов, схем и т.п.; 

 •обработка экспериментальных данных, их анализ, выявление общих тенденций и закономерностей, новых свойств и других результатов исследований; 

•разработка предложений и рекомендаций по результатам исследования. 

 

Заключительная стадия

•подведение общих итогов исследования; 

•определение научной новизны и практической значимости полученных результатов НИР учащихся; 

•расчет эффективности предстоящего использования результатов исследования; 

•разработка рекомендаций по использованию результатов НИР учащихся в учебно-воспитательном процессе; 

•формулировка предложений по дальнейшему исследованию данной проблемы; 

•составление, оформление и представление отчета о НИР для рассмотрения и заслушивания в ходе конференции, смотра и выставки-конкурса научных работ; 

•представление работ на научных конференциях ОУ и города, района, области. 

 

  Основные принципы научно-исследовательской работы со школьниками: круглогодичность (цикличность); непрерывность; дополнительность (сочетание общего образования с различными формами дополнительного обучения); пролонгированность (продолжение дополнительного обучения и сохранение основных принципов его после школы на младших курсах вуза и далее, вплоть до обучения в аспирантуре и т.п.); преемственность. 

 

   В научно-исследовательской работе со школьниками имеет место: сочетание классических методов обучения с современными, использование возможностей технологий дистанционного обучения.Только при взаимодействии школы с вузом становится возможным создать условия, при которых каждый учащийся может получить возможность попробовать себя в разных областях деятельности, формировать у учащихся способность исследовать окружающий мир, взаимодействовать с ним, действовать в ситуациях, когда ранее усвоенные алгоритмы и правила поведения оказываются неприменимыми. 

 

    Работа вузов со школами может проводиться в нескольких направлениях: 

1.проведение летней научно-исследовательской школы. Данная форма взаимодействия обеспечивает проведение учебной и научно-исследовательской работы со школьниками, студентами и учителями в летней научно-исследовательской школе. 

2.индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах: отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.); работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.). 

3.групповая работа (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей, применяя технологии дистанционного обучения. 

4.встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практической конференции школы, районных и городских мероприятиях, исследовательских экспедиций. 

 

  Выполнение таких работ требует от учащихся умения работать с научной и научно- популярной литературой (в том числе с первоисточниками), свободно ориентироваться в Интернете для поиска нужной информации, критически сопоставлять различные гипотезы и теории, анализировать научные результаты, уметь представлять их графически, строить компьютерные модели и проводить лабораторные исследования, делать корректную статистическую обработку своих материалов, уметь оценивать границы применимости результатов. 

   Также большую роль в научно-исследовательской работе школьников играют научно-исследовательские конференции и семинары. Их основная цель - установление научного сотрудничества, поиск путей для взаимовыгодной исследовательской деятельности между учеными и преподавателями различных кафедр, с одной стороны, и старшеклассниками, с другой. 

    Учитывая занятость преподавателей вузов, учителей, территориальную удаленность образовательных организаций и прочие факторы, многие из перечисленных форм работы со школьниками можно проводить в дистанционном режиме. Преподаватель вуза может оказывать консультации школьным учителям по вопросам организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, часть семинаров (вебинаров) с учеными страны можно проводить в удаленном режиме и т.д.Считаем, что вопросы организации научно-исследовательской деятельности в школе и в высших учебных заведениях молодежи с применением технологий дистанционного обучения может стать крупной перспективной структурой, деятельность которой направлена на решение проблем, стоящих перед системой образования в настоящее время и быть целостными звеньями единой цепи образования.

Наш Центр "Образование.Качество.Отрасль" на регулярной основе проводит мероприятия, ориентированные на организацию научно-исследовательской деятельности школьников и студентов (бакалавров, магистров, аспирантов).  На странице Конкурсы, гранты мы размещаем ссылки только на БЕСПЛАТНЫЕ, ЗАРЕКОМЕНДОВАВШИЕ себя конкурсы для молодежи и молодых ученых!

Чтобы получать актуальную информацию о конкурсах, грантах, наших мероприятиях просим подписаться на рассылку ниже:

  

 

©2016-2022