Назад к списку

Завершена апробация "говорящих" учебников для студентов с нарушением зрения

Проект «Создание «говорящих» учебников для студентов с нарушением зрения» направлен на создание озвученных учебных пособий для студентов с нарушениями зрения, обучающихся в высших учебных заведениях. Основная цель проекта - разработать и апробировать алгоритм создания "говорящих" учебных пособий для студентов с нарушениями зрения в DAISY-формате и содействовать массовому распространению полученного опыта.В рамках проекта было запланировано создание не менее 10 цифровых пособий в DAISY-формате. За время реализации проекта нами было создано и апробировано в учебном процессе Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского 12 цифровых пособий в формате, удобном для обучения студентов с нарушениями зрения. 


Созданные пособия используются в учебном процессе вуза. Педагоги активно делятся результатами применения «говорящих» пособий. Так, доцент кафедры коррекционной педагогики, кандидат социологических наук Горина Екатерина Николаевна представила отзыв по итогам онлайн занятия по дисциплине «Сурдопедагогика» со студентами факультета психолого-педагогического и специального образования.«В данной группе обучается студентка с нарушением зрения Ольга И. Совместно с ней мы апробировали аудио учебное пособие «Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями слуха» в процессе подготовки к занятиям по указанной дисциплине. Кроме того, непосредственно на представленном занятии осуществлялась работа с третьей частью данного аудио пособия «Организация коррекционно-развивающей работы» в целях самопроверки и самоконтроля обучающихся. В процессе опроса студентов после каждого ответа им предлагалось прослушать правильный. Это позволило вспомнить достаточно большой объём учебного материала, обобщить имеющиеся знания в нетрадиционной форме, и на наш взгляд, способствовало более прочному их усвоению. Подобная работа с учебным пособием позволяет также проводить срезы по терминологическому словарю, организовывать самостоятельную работу студентов, осуществлять подготовку к экзамену по вышеуказанной дисциплине. Кроме того, использование «говорящего» учебного пособия позволяет интегрировать разные виды восприятия, профилактировать переутомление зрительного анализатора, активизировать слуховой анализатор и познавательную деятельность в целом».

Ссылка на запись занятия: https://youtu.be/tCz0U09h-rU

 Студентка с нарушением зрения Ольга отмечает, что работать с «говорящим» учебником удобно. Озвучен весь материал (три части), необходимый к экзамену, который изучали на протяжении трёх семестров. Можно выбрать и прослушать необходимый вопрос несколько раз. Конечно, учебники есть, но в основном они напечатаны мелким шрифтом, а это затрудняет процесс осмысленного чтения и запоминания человеку с нарушенным зрением. Электронные учебные пособия, конечно, можно увеличить, но это тоже значительная нагрузка на зрение. Озвученные учебные пособия по профильным дисциплинам значительно расширяют образовательные возможности студентов с нарушениями зрения. 

Доцент кафедры коррекционной педагогики, кандидат психологических наук Коновалова Марина Дмитриевна представила отзыв по итогам использования озвученного учебного пособия, созданного в рамках проекта. Ссылка на запись отзыва https://youtu.be/ptEp6UG9fCo

В учебной работе со студентом факультета психолого-педагогического и специального образования Кириллом С. были апробированы следующие варианты использования озвученного учебного пособия. 

 В процессе лекций. Если студент работает с помощью пособия, разработанного преподавателем данного курса, то нет необходимости делать конспект лекции, так как можно просто выделять ключевые моменты лекции и заносить их в заметки. 

В ходе семинарских занятий. При актуализации изученного материала иногда студентам необходимо осуществить поиск ответа на вопрос в большом объеме текста. Мы провели небольшое сравнение времени, затрачиваемого на этот поиск с использованием стандартных средств Word и навигации в формате DAISY. Например, поиск ответа на вопрос преподавателя: «По каким критериям предлагал различать экспериментальные планы Д. Мартин?» - студент вводит поисковый запрос в документ в формате Word, затем переходит к результатам поиска и медленно читает ответ на вопрос, одновременно пытаясь осмыслить прочитанное. Это занимает приблизительно 2,5 минуты.При поиске ответа вопрос: «В каких случаях возможно использования экспериментальных планов для одного испытуемого по мнению Дж. Гудвина?» студент вводит поисковый запрос в документ в формате DAISY, программа автоматически выделяет фрагмент, студент нажимает «озвучивание», прослушивает, затем осмысливает прослушанное и отвечает на вопрос. Это занимает приблизительно 1 минуту.Поиск в Word ответа на вопрос: «В чем сущность факторного плана» занимает 50 с., поиск в DAISY ответа на вопрос: «В чем сущность плана Латинский квадрат?» занимает 15 с.Таким образом, скорость поиска в DAISY в 2-4 раза выше, чем в Word, студент не использует зрение на прочтение результатов поиска, а следовательно, снижается нагрузка на зрительной анализатор. Кроме того, в отличие от результатов поиска в Word, результаты поиска DAISY могут быть сохранены с помощью системы закладок. 

При самостоятельной работе студента. Например, при подготовке к зачету студент с помощью навигации быстро находит вопросы, вынесенные на зачет, которые необходимо выучить. 

При самостоятельной подготовке к госэкзамену. После изучения дисциплины спустя длительное время (1 год или даже больше) иногда возникает необходимость вернуться к материалам учебного курса для повторения, например для подготовки к госэкзамену. В этом случае студент может пользоваться специальными закладками, которые он при изучении дисциплины снабдил специальными пометками (ГОС).

 Кирилл в своем отзыве отметил, что озвученное учебное пособие позволяет в удобном для человека с низкой остротой зрения более продуктивно осваивать учебный материал. При использовании учебного пособия можно не только быстро находить нужные фрагменты, но изменять скорость и громкость воспроизведения, делать соответствующие заметки, чтобы повторено обратиться к изучаемым понятиям и их определениям.  

Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

©2016-2022