IT-школа для детей с ОВЗ


Проект направлен на создание условий получения навыков в IT-сфере для детей с ОВЗ. Проект будет проводиться в онлайн и в очном формате и распространен на школьников Российской Федерации (с 8 до 18 лет).

Основные направления деятельности в проекте:

1. Создание IT-школы - ресурсного центра для развития информационно-коммуникационных компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья. IT-школа будет реализована в двух форматах: стационарная школа для детей г. Энгельса Саратовской области (при возможности ребенка посещать стационар) и онлайн формат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, для обучающихся школ-интернатов, детских домов и т.д. из городов РФ.

2. Проведение дополнительных образовательных занятий в течение 2020-2021 учебного года по программам "Информационные технологии - курс для начинающих", "Компьютерная графика и дизайн", "Создание и продвижение сайтов", "Социальные сети как профессиональная среда", "3d моделирование", "Программирование для начинающих", "Олимпиадное программирование", "Робототехника", "Инженерия для детей" и др.

3. Создание сети ресурсных центров по России (не менее пяти) с целью организации дополнительного образования в IT-сфере для детей с ОВЗ. Центры будут создаваться на конкурсной основе преимущественно на базе школ-интернатов, центров социальной реабилитации, общественных организаций. Специалисты IT-школы проведут онлайн подготовку заинтересованных педагогов в области методики преподавания цикла IT-дисциплин детям с ОВЗ. Ресурсные центры в дальнейшем будут курировать онлайн обучение детей.

Особенность проекта заключается в разработанной нами и апробированной в проекте "Вижу мир сердцем" (Фонд президентских грантов 2018 год) инновационной методике преподавания информационных технологий (программирование, моделирование, робототехника) для детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с нарушением зрения, слуха, аутисты). Каждое занятие будет проводиться в IT-школе и ресурсных центрах одновременно двумя специалистами (преподавателем информатики и тьютором по инклюзивному сопровождению), на занятиях будет приветствоваться присутствие родителей.
В течение учебного года будут организованы поездки обучающихся в IT-организации и вузы, с целью профориентационной работы. Дети с ОВЗ будут принимать участие в конкурсах и олимпиадах в сфере информационных технологий.
Методическая поддержка обучающимся, их родителям и специалистам IT-школы, ресурсным центрам будет оказана сотрудниками Лаборатории инклюзивного обучения и Центра непрерывной IT-подготовки Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Будут организованы регулярные консультации по сопровождению инклюзивного обучения, профориентационной работы в IT-сфере и др.
IT-школа станет "социальным лифтом" в получении перспективной будущей профессии детей с ОВЗ, а также способствовать расширению практики инклюзивного образования в РФ.

Проект "IT-образование для детей с ОВЗ" поддержан Благотворительным фондом "Абсолют-помощь" (https://www.absolute-help.ru/grant2020/) в рамках Грантового конкурса 2020 года, направленного на поддержку детей с ОВЗ. 

Ключевые мероприятия проекта

Здесь располагаются принципиально важные моменты реализации проекта, ссылки на документы и материалы, созданные в рамках проекта.
Название мероприятия Краткое описание Дата исполнения Ссылка
Разработка необходимых нормативно-правовых документов  Разработан детализированный план работы школы на текущий учебный год, разработаны не менее пяти рабочих программ дополнительного образования в IT-сфере, положение о деятельности сети ресурсных центров. 30.09.2020 В работе 
Разработка он-лайн поддержки работы IT-школы  Разработаны не менее 5 дистанционных курсов для детей с учетом их потребностей под определенные нозоологии, 1 дистанционный курс для педагогов ресурсных центров, курирующих обучение детей с ОВЗ 30.09.2020 В работе
Создание сети ресурсных центров  Сформирована сеть ресурсных центров IT-школы он-лайн для детей с ОВЗ. Охвачено не менее пяти пилотных регионов 30.09.2020 В работе
Конкурсный набор педагогов и обучающихся  Сформирован список детей с ОВЗ в возрасте от 10 до 18 лет не менее 180 человек. Сформирован список педагогов, курирующих их обучение (всего не менее 18 человек). 30.09.2020 В работе 
Установочный вебинар для педагогов-участников проекта  Вебинар будет проведен на платформе zoom, ссылка будет разослана всем участникам проекта. Вебинар состоится 28 сентября в 17.00 по московскому времени на платформе ZOOM. Ссылка на вебинар https://us02web.zoom.us/j/87315490198 Идентификатор конференции: 873 1549 0198.  28.09.2020 Ссылка на вебинар 
Установочный вебинар для родителей обучающихся - участников проекта Вебинар будет проведен на платформе zoom, ссылка будет разослана всем участникам проекта 29.09.2020 Будет разослана за 3 дня до проведения
Обучение педагогов-кураторов Обучено не менее 18 педагогов. Для них проведено не менее 10 вебинаров, одно итоговое тестирование, выданы сертификаты о прохождении он-лайн подготовки 31.12.2020  В работе
Обучение детей с ОВЗ Проведение регулярных занятий в оф-лайн и он-лайн формате: всего будет проведено не менее 960 он-лайн занятий, 68 очных занятий в стационарной IT-школе. 31.07.2021 В работе

IT-школа для детей с ОВЗ


В рамках проекта организовано проведение дополнительных образовательных занятий в течение 2020-2021 учебного года по программам «Программирование для начинающих», «Робототехника», «Информационные технологии - курс для начинающих», «Создание и продвижение сайтов», «3d моделирование» и др. На декабрь 2020 года занятия еженедельно посещают 36 детей с различными нозоологиями (нарушение слуха, аутизм, нарушение развития, ДЦП и т.д.).
Ребята на занятиях изучают программирование в среде Scratch, программируют роботов Lego WEDO. Дети постарше программируют в Python, и проектируют роботов в Lego Mindstorms. За непродолжительное время по курсу робототехники были разработаны проекты вентилятор, маятник, турбина, подъемник, жук, катапульта, крокопес, робот-собака, робот-пылесос, робот-машина, робот-шпион. В курсе Scratch ребята разработали свои интерактивные игры: футбол, пинг-понг, бегущий динозаврик. Немного сложнее и медленнее происходит знакомство с профессиональным языком программирования Python: освоили ввод и вывод данных, условные операторы; реализовали проекты угадай число, программа-шутник.
У некоторых детей на занятии присутствуют родители. Они вместе с детьми осваивают мир современных технологий. Так, мама Екатерины С., утверждает, что занятие робототехники, в частности собирание конструкции из мелких деталей положительно сказывается на развитии мелкой моторики, так необходимой для развития организма. Мама Егора П. с (аутист) говорит, что в школе ребенок на обычном занятии не может спокойно сидеть более 10 минут, а здесь он час увлечен и не хочет уходить. Отмечает, что на этих занятиях он учится быть усидчивее. Многие мамы данные занятия «используют как «мотиваторы» для отличной учебы в школе. Ведь дети бегут на эти занятия с удовольствием и ждут их!».
Занятия проводятся по инновационным программам, разработанным для АНО «НИЦ «Образование. Качество. Отрасль» авторскими коллективами педагогов-информатиков, методистов, специалистами в области инклюзивного образования Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Методической поддержкой являются разработанные цифровые курсы.
Цифровой курс «Основы робототехники». Курс состоит из нескольких модулей: Lego Mindstorm EV3. Начинающий (9 занятий + 2 дополнительных); Lego Mindstorm EV3. Продолжающий (дополнительный модуль -8 занятий для более подготовленных детей); Trik studio (7 занятий + 1 дополнительный практикум); Arduino. Старт (8 занятий -8 проектов); Arduino. Большой практикум (10 занятий - 5 заданий, 5 проектов); модуль для преподавателей.
Цифровой курс «Мастерская программирования на Python». Курс состоит из модулей: введение в язык программирования Python (9 занятий); циклические алгоритмы, списки, кортежи, словари и их реализация на Python (7 занятий); большой практикум (5 занятий); графика с модулем TKINTER (8 занятий); модуль для преподавателей.
Цифровые курсы разработаны на платформе MOODLE и размещены на сайте http://akademiym.com/. В каждом курсе к занятиям в доступной форме содержатся теоретические сведения (некоторые и в озвученном формате), к каждому практическому заданию разработана видеоинструкция ( и в текстовом формате лабораторная работа). Выполненные проекты дети могут сфотографировать и отправить в этой же системе на проверку педагогу. Сам курс как конструктор может быть легко трансформирован педагогом под уровень подготовки учеников, под их вид нозоологий.
Педагогами центра проводятся занятия и в дистанционном формате для обучающихся ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №3 г.Саратова». Занятия проводятся еженедельно по программе «Виртуальная робототехника». Каждое занятие выстроено в форме вебинара, в рамках которого дети вместе с педагогом выполняют базовые задания и самостоятельно на сайте http://akademiym.com/ продолжают реализацию заданного проекта. Отчет размещают там же на проверку преподавателю.
С декабря к дистанционному обучению подключились обучающиеся ГБОУ Самарской области "Школа-интернат № 17 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара".
В рамках проекта проводится профориентационная работа. Было организовано мерпориятие Talks-meet "101 секрет успешного программиста" в он-лайн формате. Основная цель встречи - на примере успешных программистов рассказать ребятам из обычных школ как войти в IT-профессию, когда можно начинать программировать, на каких языках программирования и т.д. На встрече был Мирзаянов Михаил Расихович: программист Центра олимпиадной подготовки программистов СГУ, тренер команд СГУ (Саратов) и ИТМО (Санкт-Петербург).
Проект «IT-образование для детей с ОВЗ» реализуется не так давно: с 1 августа 2020 года по 31 июля 2021 года. Но уже сейчас проделана колоссальная работа. Мы надеемся, что образующаяся IT-школа станет "социальным лифтом" в получении перспективной будущей профессии детей с ОВЗ, а также будет способствовать расширению практики инклюзивного образования в РФ.

Обучающиеся, готовые подключиться к проекту в очном или онлайн формате, могут связаться с организаторами проекта по тел 8-917-317-2020.
Проект "IT-образование для детей с ОВЗ" поддержан Благотворительным фондом "Абсолют-помощь" (https://www.absolute-help.ru/grant2020/) в рамках Грантового конкурса 2020 года, направленного на поддержку детей с ОВЗ. 
©2016-2021